Реставрация КАМА 113-613

1

На примере реставрации двух велосипедов КАМА 113-613, при работе с которыми в очередной раз убедились в существовании мифа о непревзойдённом качестве продукции предприятий народно-хозяйственного комплекса СССР (велосипед выпускался на мощностях ПО «Пермский машиностроительный завод имени Октябрьской революции с середины 1970-х годов), столкнулись со следующими проблемами:
Для весьма массивного велосипеда (масса без принадлежностей и оборудования-14,6 кг.) конструкция и материалы колёс вызывают много вопросов. На обоих рамах потребовался значительный ремонт всех четырёх колёс, включая правку геометрии обода, замену спиц и ниппелей (50%).
Замена подшипниковых узлов и осей ступиц, замена подшипниковых узлов оси шатунов.
Особого внимания потребовали к себе рулевые колонки на обоих рамах. Дело в том, что конструкция рулевой колонки спроектирована без учёта значительных радиальных нагрузок, возникающих в процессе эксплуатации велосипеда из-за длинной рулевой трубы, обеспечивающей, однако, удобную
прямую посадку.
Отдельно стоит отметить пресловутую тему по монтажу шатуна на ось.
Клин, как элемент конструкции известен человечеству более 9000 лет. Ещё у Архимеда в его 36 главах трактата «Механических проблем» анализируется действие вёсел и корабельного руля, где клин рассматривается, как соединение двух рычагов. На велосипеде данное решение реализовано
и запатентовано Пьером Лаллеме в 1866 году (патент №59915 Франция-США)
Этот узел у наших велосипедов потребовал пристального внимания. Потребовалась замена осей, шатунов, клиньев.
Любопытно, что на момент проектирования этого важного узла велосипеда уже более 80-и лет существовало решение посадки шатуна на квадрат, что отражено в патенте US 341946 A от 18 мая 1886 года в изобретении Эдвина А. Ричардсона.
Зачем нужно было использовать весьма сомнительное решение «посадки на клин»- непонятно.
В процессе реставрации пришлось отказаться от установки штатных «клещевых» тормозных механизмов ввиду их низкой эффективности.
Были заменены крепёжные элементы крыльев переднего и заднего колеса. Установлены подножки, подверглась ремонту обшивка сидений, заменены педали, покрышки. Рамы подверглись пескоструйной чистке с последующим окрашиванием.
В целом следует отметить, что КАМА 113-613 достаточно удобный для городских
условий эксплуатации велосипед советской эпохи.

2